«Правильное питание» и связанные с ним проблемы здоровья
Неотъемлемая часть здорового образа жизни – правильное питание, однако и здесь не следует впадать в крайности. Чрезмерное внимание к «чистоте» и «органичности» продуктов может привести к развитию расстройства психики, которое получило название нервной орторексии. Приверженцы радикального подхода к питанию настолько жёстко ограничивают свой рацион, что эти ограничения начинают негативно сказываться на их здоровье.
Конечно, разумное внимание к наполнению своей тарелки необходимо только приветствовать, но любая крайность – это проявление нездоровья. Симптомами нервной орторексии являются:
- постоянное беспокойное внимание к качеству и чистоте продуктов, которое человек употребляет в пищу;
- связанное с поддержанием строжайших ограничений в питании чувство превосходства над людьми, питающимися «неправильно»;
- постоянная фокусировка на проблемах правильного питания: чтение соответствующих статей, просмотр видео, обсуждение в соцсетях и т.д.;
- при употреблении недостаточно правильной еды – возникновение чувства вины;
- желание исправить ошибки в принципах питания других людей;
- отказ от любимых блюд и продуктов, если они не отвечают критериям правильного питания;
- при необходимости поесть вне дома – возникновение психологических сложностей;
- нарастающее непонимание с близкими людьми и вынужденная социальная изоляция из-за того, что знакомые, друзья и родственники не хотят переходить на «правильный» рацион.
Стремление употреблять только правильные, «чистые» продукты – это проявление защитных эмоций, связанных с естественным отвращением к потенциально опасной, «загрязнённой» еде. Обычно оно сопровождается преувеличенным вниманием к гигиене – частым мытьём рук, промыванием и стерилизацией бытовых принадлежностей и т.д. Такое желание максимально обезопасить себя от инфекций часто приводит к снижению иммунитета, так как человек максимально изолирует себя от природной среды, создавая вокруг себя стерильное пространство.
Существует и ещё один аспект проблемы – так называемый коммерческий фактор. Люди, сосредоточенные на проблеме здорового питания, как они его понимают, представляют собой целевую аудиторию для продвижения так называемых органических продуктов – весьма недешёвого сегмента продовольственного рынка. Хотя польза органических продуктов по сравнению с обычными не доказана до сих пор, индустрия «здорового питания» использует эмоциональную составляющую для привлечения новых потребителей. Чтобы не стать жертвами не слишком добросовестной рекламы, относитесь без излишнего фанатизма к отбору продуктов для вашего ежедневного стола.
- Оставьте первый комментарий - автор старался