Неполноценное питание в первые годы жизни неблагоприятно сказывается на психике ребёнка

В Норвегии было проведено исследование, целью которого стало изучение влияния пищи, потребляемой матерью во время беременности, и питания ребёнка в первые годы жизни на развитие нервной системы младенца. Учёные установили, что недостаток питательных или биологически активных нутриентов может приводить к развитию нарушений в психоэмоциональной сфере ребёнка.
Первым питательным продуктом, который получает новорожденный, является грудное молоко или, если его недостаточно, то адаптированные молочные смеси. Многочисленными исследованиями установлено, что наиболее важными нутриентами для формирования нервной системы в этот период жизни являются железо, йод, а также длинноцепочечные жирные кислоты. Все они в большом количестве присутствуют в материнском молоке, но лишь при условии, что женщина придерживается правил здорового и разнообразного питания. Дефицит перечисленных веществ может иметь тяжёлые и даже необратимые последствия в сфере развития когнитивных способностей и нервно-моторного взаимодействия.
Исследование охватило десятилетний период от 1999 до 2009 года. За этот период были обследованы 95 тысяч матерей, 75,2 тысячи отцов и 114,5 тысяч детей. Первичное заполнение анкет проводилось примерно на 17 неделе беременности, последний раз родители отвечали на вопросы анкеты, когда их ребёнку исполнялось 8 лет. В течение этого периода опросы проводились, когда младенцу исполнялось 6 месяцев, полтора года, три года и семь лет.
Исследование установило, что у матерей, придерживавшихся здоровой скандинавской диеты, дети значительно реже страдали депрессивными расстройствами, обладали крепкой нервной системой и развитым воображением, были доброжелательны к окружающим и всегда готовы к общению. У них реже, чем у детей, матери которых питались неправильно, формировались признаки невротизма.
Недостаток железа, йода и длинноцепочечных жирных кислот в питании детей раннего возраста часто был связан с появлением признаков тревоги и даже развитием депрессии в 7-8-летнем возрасте. Однако наиболее неблагоприятные последствия были у детей, у которых дефицит перечисленных нутриентов был зафиксирован в возрасте 3-7 лет.
Учёные считают, что наблюдения за детьми, участвовавшими в исследовании, необходимо продолжить, чтобы выяснить, как недостаток питательных веществ в первые годы жизни может сказаться на успеваемости школьников и на построении успешной карьеры во взрослой жизни.